Петрозаводск станет прирастать Древлянкой?

             Открывая очередное заседание рабочей группы по обеспечению реализации приоритетного национального проекта «Доступное и комфортное жилье – гражданам России», первый заместитель Министра строительства Карелии Александр Ефимов отметил, что вопрос о ходе реализации проекта застройки жилого района «Древлянка II» вынесен на рассмотрение не случайно.
            - Ресурс земельных участков с имеющейся коммунальной и транспортной инфраструктурой под строительство жилья в Петрозаводске практически исчерпан, - говорил Александр Валерьевич. – И, если не будем осваивать новые площадки, то вряд ли сможем справляться с задачей по выполнению целевых показателей по вводу квадратных метров.   Тем более, что на долю столицы республики приходится 60-70 процентов от общего объема вводимого в Карелии жилья.
Затем слово для доклада по названной теме было предоставлено главному архитектору Петрозаводска Евгению Таеву, который рассказал о том, какие шаги администрацией Петрозаводского городского округа уже сделаны и будут предприниматься в этом плане.  
Действительно, в настоящее время проект застройки жилого района «Древлянка II» является одним из наиболее перспективных и масштабных инвестиционных  проектов комплексного жилищного строительства, реализуемых на территории Республики Карелия.   Еще в июне 2007 года администрацией города был разработан и утвержден соответствующим постановлением Главы самоуправления Петрозаводска  проект планировки жилого района «Древлянка – II», в том числе I очередь застройки – микрорайон № 5». 
Территория, которая отводится под «Древлянку II», составляет 242 га,  прогнозируемые площадь нового жилищного строительства, количество квартир и населения соответственно – 717896 квадратных метров, 11043 квартиры  и 31230 человек.
Администрацией Петрозаводского городского округа подготовлена исходная разрешительная градостроительная документация на проектирование, строительство инженерных сетей и транспортной инфраструктуры  «Древлянки II».
В июле прошлого года, по результатам аукциона, появился первый инвестор, получивший право на заключение договора аренды земельного участка микрорайона № 8 для его комплексного освоения под жилищную застройку. Сейчас продолжается подготовка пакетов документов для проведения аналогичных  аукционов  по микрорайонам №№ 7 и 9.  
В связи с тем, что жилой район «Древлянка II» не обеспечен коммунальной и транспортной инфраструктурой, то вопрос строительства магистральных инженерных сетей для микрорайонов №№ 5, 6, 7, 8 и 9 может быть осуществлен только комплексно и требует значительных капитальных вложений. Это, в свою очередь, является основной проблемой и для начала застройки и для привлечения потенциальных инвесторов. Кроме того, для обеспечения указанных микрорайонов электроэнергией выполняется реконструкция существующей на Древлянке подстанции № 2.
Общая стоимость инженерного обеспечения «Древлянки II» составляет ориентировочно порядка  2,4 млрд. рублей:
Главой Петрозаводского городского округа  направлено обращение в Петрозаводский городской Совет по вопросу включения в бюджет  на 2010 год денежных средств на разработку проектной документации на строительство магистральных инженерных сетей жилого района Древлянка-II, а также предложения о необходимой потребности средств для финансирования проектных работ и строительства инженерных сетей и транспортной инфраструктуры.  
Подводя итоги обмена мнениями по данной теме, первый заместитель Министра строительства Александр Ефимов заметил, что сейчас,  к сожалению, инвесторы не стоят в очередях на аукционы по продаже права на заключение договоров аренды крупных земельных участков. Поэтому, в первую очередь надо подумать, чем можно их заинтересовать, как сделать проекты по жилой застройке района «Дрвлянка II» привлекательными?
            С учетом этих обстоятельства, администрации Петрозаводского городского округа рекомендовано предусмотреть в своем бюджете средства на разработку проектно-сметной документации по инженерному обеспечению жилого района «Древлянка II». Необходимо сформировать рабочую группу по подготовке пакета документов, требуемого для направления в Инвестиционный фонд Российской Федерации, чтобы в последующем иметь возможность привлечения средств федерального бюджета на инженерную подготовку названного района.  Кроме того, предстоит рассмотреть и утвердить инвестиционные программы организаций, обслуживающих инженерные инфраструктуры.
- В свою очередь, наше министерство, другие заинтересованные министерства и профильные государственные комитеты, - резюмировал А. Ефимов, - готовы оказывать в этом плане любое возможное содействие  в рамках своих полномочий.   
 
О результатах инвентаризации аварийного жилищного фонда в Карелии
           
            С информацией по второму вопросу – о результатах инвентаризации аварийного жилищного фонда в республике – выступила заместитель начальника отдела реализации жилищных программ Минстроя Юлия Корнилова.
Она сообщила, что:
- По запросу Министерства регионального развития России все субъекты РФ обязаны были представить до 15 марта 2010 года реестры аварийных многоквартирных жилых домов (далее – реестры) по состоянию на 01 января 2010 года.
Эти реестры были сформированы  на основании данных, внесенных непосредственно представителями муниципальных образований в Информационную систему «Реформа ЖКХ». Поэтому работа в республике была организована таким образом, чтобы ввод данных осуществлялся самостоятельно представителями органов местного самоуправления на основании имеющихся у них актов и заключений о признании домов аварийными.
Всего по состоянию на  первое января текущего года в Карелии признаны аварийными 1242 дома,   общей площадью 194,5тыс. кв. метров (около 1,5 процента от площади всего жилищного фонда). Из них почти на 189 тыс.кв. метров жилых помещений    проживает 10,7 тыс. человек.
По заключениям межведомственных комиссий из 1242 аварийных жилых домов 918, или почти 74 процента подлежат сносу. При этом 66 жилых домов  площадью  13 тыс.кв. метров признаны аварийными в результате пожаров.
Следует отметить, что 94 процента всех аварийных жилых домов признаны таковыми в результате физического износа в процессе эксплуатации. В инвентаризации не учтены данные по ветхому жилому фонду с большим процентом износа.
Для сведения: по данным статистики на 01.01.2009 года площадь ветхого и аварийного жилищного фонда в Республике Карелия составляла 598 тыс.кв. метров, то есть 4 процента от общей площади жилищного фонда.
Причем, 73 процента аварийного жилищного фонда относится к послевоенной постройке (1946-1970 годы), а еще 15 процентов - к довоенной (1920-1945 годы).   Более 73 процентов зданий деревянные и практически все являются одно и двухэтажными.
В 68 муниципальных образованиях республики имеется аварийный жилищный фонд. Интересно, что полностью отсутствуют жилые дома, признанные аварийными, в Муезерском муниципальном районе.
Наибольшее количество аварийного жилищного фонда выявлено в:
  • Кемском муниципальном районе - 20 процентов, из них в Кеми – 16 процентов (31260 кв.м.);
  • Пряжинском муниципальном районе – 16 процентов, из них в п.Чална – 6 процентов (11 551 кв.м.);
  • Петрозаводском городском округе – 15 процентов;
  • Суоярвский муниципальный район – 13 процентов (Поросозеро, Лоймола, Райконкоски).
 
По данным статистики на первое января 2009 года общая площадь аварийного жилищного фонда составляла 156,8 кв.м. Таким образом, за минувший год эта площадь увеличилась на 45 процентов.
Отсутствие аварийного жилищного фонда в ряде поселений республики не означает, что там все дома в хорошем состоянии.  Например, по данным статистики в республике   1841 многоквартирный жилой дом построен до 1920 года, а по данным инвентаризации  только 15 домов, построенных до 1920 года,  признаны аварийными.
Дело в том, что признание многоквартирного жилого дома аварийным накладывает на администрацию поселения обязательств по расселению граждан. А при отсутствии свободного жилищного фонда у поселений такая задача  становится зачастую невыполнимой.
Следовательно, можно констатировать, что  аварийный жилищный фонд имеется практически на территориях всех муниципальных районов республики. При этом наблюдается ежегодная динамика роста количества аварийных жилых домов. Объясняется это тем, что жилищное строительство на территориях значительного количества поселений просто не ведется.
В рамках реализации федерального закона  «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» на расселение граждан за счет средств названного Фонда предусмотрено 533,8 млн. рублей.  С учетом обязательного софинансирования возможно расселить лишь 17 тыс. кв. метров, или около 9 процентов.
В настоящее время разрабатывается федеральная целевая программа «Жилище», затем будет разработана аналогичная региональная. Кроме этого, при возможности принятия участия республики или муниципальных образований в иных программах по расселению аварийного жилищного фонда, необходимо знать, куда же конкретно   переселять граждан.
Исходя из складывающейся ситуации и обсуждения этого вопроса, администрациям муниципальных образований, имеющим аварийный жилищный фонд, рекомендовано приступить к разработке проектно-сметной документации на строительство жилых домов (для расселения граждан из аварийного жилья), в том числе на земельных участках, освободившихся после сноса аварийных домов. 
 
Рудольф Ершов.
Пресс-служба Министерства строительства Карелии.
Телефон: (8142) 78 52 34.
E-mail: gostroy@karelia.ru.