О лицензировании и саморегулируемых организациях в строительстве

На очередной коллегии Министерства строительства Карелии рассмотрены вопросы    лицензирования и предстоящего саморегулирования  в отрасли.
С докладом по названному вопросу выступил начальник отделения по Карелии по Северо-Западному федеральному округу федерального государственного учреждения «Федеральный лицензионный центр при Росстрое» Евгений Конка.
Он отметил, что в настоящее время,  в соответствии с Федеральным законом от 08 августа 2001 года №128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (с внесенными изменениями),  лицензируются следующие виды строительной деятельности:
  • проектирование зданий и сооружений, за исключением сооружений сезонного или вспомогательного назначения;
  • строительство зданий и сооружений, за исключением сооружений сезонного или вспомогательного назначения;
  • инженерные изыскания для строительства зданий и сооружений, за исключением сооружений сезонного или вспомогательного назначения.
В Карелии, по состоянию на 31 мая т.г., действует 1067 лицензий, в том числе на проектные работы – 209, строительно-монтажные – 840, на инженерные изыскания – 18 лицензий. Более 900 лицензиатов работают в сфере строительства в республике. На рынке строительных услуг с каждым днем появляется все больше представителей малого и среднего бизнеса. Следовательно,  лицензирование отнюдь не препятствует цивилизованной конку­ренции, предоставляя всем участникам рынка равные права и возможности.
Что касается вопроса отмены лицензирования деятельности в строительстве, то за последние три года он возникал неоднократно. Еще в 2004 году, в поддержку сохранения системы лицензирования в строительной отрасли, в адрес Правительства России и  Государственной Думы было направлено обращение   Главы Республики Карелия,  Карельского Союза строительных компаний «Карелсоюзстрой», Союза Архитекторов Карелии, Республиканского комитета профсоюза работников строительства и промышленности строительных материалов, Госстроя РК (ныне – Министерство строительства) и 13 проектных и строительных организаций. По имеющейся информации, в поддержку сохранения лицензирования в строительной отрасли в 2005 году в адрес всех ветвей федеральной власти было направлено свыше 700 обращений органов государственной власти всех субъектов РФ, ведущих строительных, проектно-изыскательских, профессионально-творческих организаций.
Благодаря этим обращением лицензирование строительной деятельности не было отменено в 2005 году, а сохранено до 1 января 2007 года.
Изменения, внесенные 29 декабря прошлого года в закон «О лицензировании отдельных видов деятельности» (ФЗ №252-ФЗ от 29 декабря 2006 года) предусматривают отмену с 1 июля 2007 года лицензирования деятельности по проведению инженерных изысканий, проектированию, строительству зданий и сооружений. Намерения  авторов этой инициативы, на первый взгляд, самые благие: предполагается, что отмена действующей системы лицензирования в строительстве приведет к переходу на новые методы регулирования отрасли - созданию в соответствующих сферах деятельности так называемых саморегулируемых организаций (далее – СРО). Последние, по мнению депутатов, должны быть наделены соответствующими полномо­чиями по контролю за качеством строительных работ и услуг и нести финансовую ответственность за своих членов. Кроме того, переход к новой системе регулирования предполагалось увязать с принятием ряда технических регламентов в области строитель­ства.
Однако инициатива законодателей-теоретиков была встречена протестом со стороны профессионального сообщества строителей, большинство которых убеждено, что условий для отмены лицензирования строительных услуг сегодня в России нет. Итогом поспешно принятых решений может стать правовой и административный вакуум в отрасли, способный существенно осложнить ситуацию, внести в работу строительных и проектно-изыскательских фирм и организаций  неразбериху, а также возможность для  злоупотреблений.
 По мнению специалистов, саморегулируемые организации доказали свою эффективность в ряде зарубежных стран и отрицать этот факт невозможно. Но дело в том, что в российской строительной отрасли не имеется соответствующей нормативно - правовой базы, а также механизма ответственности предпринимателей и переход к системе СРО грозит серьезным кризисом.  Поэтому реформа должна быть подготовлена  так, чтобы перемены не повлияли на позитивное развитие строительства в России, в том числе и в нашей республике, которое наблюдается в последние годы.
 В настоящее время законопроект  о СРО в строительстве, рассмотренный Госдумой России в первом чтении, находится на рассмотрении для второго чтения с 2003 года, поскольку рассматривается проект изменений,  вносимых в Градостроительный кодекс.
Модель развития негосударственного регулирования в строительной отрасли требует принятия общих норм по саморегулированию, прежде всего в сфере разграничения полномочий между государством и бизнесом, а также контроля за деятельностью предпринимателей и СРО.
Поэтому, сказал в завершении докладчик,  необходимо,  чтобы в период становления новой системы регулирования параллельно работали две системы – государственная и негосударственная».
Обмен мнениями по данной теме прошел в формате «вопрос – ответ».
 
Избран президент «Карелсоюзстроя»
В связи с тем, что работавший до последнего времени президентом Карельского союза строительных компаний «Карелсоюзстрой» Юрий Тифантьев подал в отставку, члены коллегии и названной общественной организации обсудили вопрос о кандидатуре на должность ее руководителя.
После обмена мнениями и, с учетом предстоящей отмены лицензирования в строительной деятельности и создания СРО, президентом «Карелсоюзстроя» избрали Валерия Момотова – заместителя Премьер-министра Правительства Республики Карелия, Министра строительства.
На снимках: (слева) идет обсуждение основного вопроса коллегии; (справа) выступает заместитель Министра строительства Валентниа Байкова.
Рудольф Ершов.
Пресс-служба Министерства строительства Республики Карелия.
Телефон: 78-52-34.
E-mail: gostroy@karelia.ru.