Приоритетные задачи дорожников - комфорт и безопасность движения

        21 ноября Правительство Карелии на своем заседании рассмотрело представленную Министерством строительства РК Концепцию развития дорожного хозяйства республики на период до 2015 года. В заседании, которое вел премьер-министр Правительства РК Павел Чернов, также приняли участие депутат Государственной Думы РФ Валентина Пивненко, председатель Законодательного Собрания Николай Левин, руководитель Администрации Главы РК Виктор Давыдов. На заседании также присутствовали студенты межфакультетской группы Петрозаводского государственного университета.

       Как отметил в ходе представления Концепции министр строительства РК Валерий Момотов, документ призван определить стратегические цели, направленные на дальнейшее развитие региональной дорожной сети, и средства их достижения.  

       Необходимость разработки данного документа, в первую очередь, обусловлена тем, что в текущем году заканчивает свое действие программа «Дороги Карелии 1998 – 2005 годы». Новая концепция учитывает итоги реализации данной программы и основные проблемы,  возникшие в дорожной отрасли  за указанный период.

      Основным направлением деятельности как федеральных, так и республиканских органов власти в прошедшие годы являлось обеспечение межрегиональных связей. В результате, после завершения строительства участков дорог на границах с Архангельской и Вологодской областями, была сформирована опорная сеть автомобильных дорог общего пользования (далее – АДОП) РК. Это позволило республике влиться в единую транспортную сеть России.

      Общая протяженность АДОП по территории РК (по состоянию на 1 января 2005 г.) составила 7800 км, в том числе федеральная автодорога «Кола» - 760 км и территориальные АДОП – более 7000 км. По отношению к численности населения плотность АДОП с твердым покрытием в РК  составляет около 9 км на 1 тыс. жителей, что в 1,7 раза больше, чем в среднем по России (5,3 км), и сопоставима с соседней Финляндией. Здесь данный показатель достигает примерно 10 км.

       В последние годы изменилась система финансирования отрасли: с 2004 года перестали действовать федеральный и республиканский дорожные фонды. В итоге произошло значительное снижение финансирования, что негативно сказалось на выполнении работ по ремонту дорожной сети. По этой и другим причинам свыше 50 % автодорог не соответствуют нормативным требованиям по прочности дорожной одежды и около 80 % - по ровности дорожного покрытия. Требуется выполнить ремонт асфальтобетонного покрытия на протяжении 1541 км, гравийного – 1558 км, обочин – 1373 км. В ремонте и перестройке нуждаются 197 мостов. Технологии, применяемые при зимнем содержании автодорог, требую совершенствования.

       Основными  целями и задачами  Концепции является улучшение состояния автодорог и дорожных сооружений для того, чтобы обеспечить пользователям дорог комфортные и безопасные условия движения. Также предусматривается содействие по оказанию условий для строительства трансконтинентальных транспортных коридоров, проходящих по территории Карелии. Приоритет будет отдан увеличению объемов  ремонтных работ на автодорогах и обеспечению сохранности существующей сети АДОП РК за счет совершенствования методов производства работ, применения новых технологий и совершенствования системы управления дорожным хозяйством. Для решения стратегических задач развития РК, ее интеграции в единое экономическое пространство Северной Европы планируется расширение сети АДОП.

       Основные пути достижения поставленных задач – организационные и экономические. Первые направлены на совершенствование системы управления и взаимодействия в дорожном хозяйстве.

      Опыт ведения дорожного хозяйства в Карелии и изучение опыта в соседних регионах указывает на необходимость усиления надзорных функций, работы по привлечению бюджетных и внебюджетных инвестиций, создание систем планирования развития дорожной сети. В ближайшее время должна быть проведена оценка деятельности существующих государственных унитарных предприятий дорожного хозяйства и проведена подготовка к их реформированию. При этом необходимо определить целесообразность преобразования предприятий в акционерные общества или казенные предприятия.

       Планируется создание условий для здоровой конкуренции на рынке дорожных работ, в том числе за счет изменения системы определения лотов, выставляемых на торги, и, в первую очередь, по содержанию дорог.

       Экономическое направление можно сформулировать следующим образом: сначала поиск средств  для  реализации задач за счет эффективного планирования, а затем – качественное выполнение работ. Так, планируется создание системы прогнозирования и планирования развития сети автодорог на более качественном уровне, учитывающем максимально эффективное использование средств. Первый шаг на этом пути – переход к профилактике, для чего создана единая служба  контроля за состоянием дорог, выполняющая функции технического надзора и весового контроля. Далее предполагается создание системы  диагностики автодорог, автоматизированного банка данных, что позволит перейти к электронному планированию дорожных работ. Будет вводиться система прогнозирования погодных условий.

       Будет продолжена работа по привлечению средств с международными организациями. Примером  является сотрудничество с Европейским Союзом в рамках программы приграничного сотрудничества «Развитие придорожной инфраструктуры по маршруту Финляндия – Карелия – Архангельск».

       Приоритетными направлениями работы Министерства,  как и прежде,  остаются строительство, реконструкция и капитальный ремонт автодорог  и сооружений на них. Главным условием улучшения состояния дорог является значительное увеличение средств на их ремонт и соблюдение межремонтных сроков.

        Реализация Концепции должна снизить, как минимум на 10 % ,  количество дорожно-транспортных происшествий, которые происходят при сопутствующих неудовлетворительных дорожных условиях. Этого можно добиться за счет доведения объемов ремонта покрытий автодорог к 2015 году до 300 км в год, сейчас (в 2005 году)  – всего 5 км.

       Среди вопросов  и комментариев к выступлению наиболее часто говорилось о необходимости скорейшего перехода к более эффективной и качественной системе строительства и содержания дорог, а также о развитии собственных строительных предприятий в республике. «Необходимо выработать такую стратегию, чтобы государственные предприятия выполняли работу с таким же качеством, как и частные фирмы из Москвы и Санкт-Петербурга», - отметил в завершение обсуждения Премьер-министр Правительства РК Павел Чернов. В результате, Правительство одобрило проект Концепции развития дорожного хозяйства республики на период до 2015 года, и в ближайшее время министерство строительства должно разработать конкретную программу действий по ее реализации.